Статья:
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ МЛАДШЕЙ ШКОЛЫ И СРЕДНЕЙ ПО ПРЕДМЕТУ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ МЛАДШЕЙ ШКОЛЫ И СРЕДНЕЙ ПО ПРЕДМЕТУ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»
Тарасова Оксана Валерьевна
учитель высшей категории, старший учитель
кафедры иностранных языков СЭПШ
Преемственность трактуется сегодня как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка. В обучении под преемственностью понимается последовательность и системность в расположении учебного материала, связь и согласованность ступеней и этапов учебно-воспитательной работы, осуществляемой от одного занятия к следующему, от одного года обучения к другому. Преемственность характеризуется осмысливанием пройденного на новом более высоком уровне подкреплением имеющихся знаний новыми, раскрытием новых связей, благодаря чему качество знаний, умений и навыков повышается [1].
Переход из начальной школы в среднюю, несомненно, связан с большой психологической нагрузкой. Вместо одного, привычного учителя, ребенку приходится взаимодействовать со многими учителями-предметниками. Появляются новые требования, возрастает ответственность. Ребенок попадает под влияние различных педагогических стилей и уровней. Пятиклассники обычно очень тяжело переживают, когда рушатся традиции, которые они вместе с учителем создавали и хранили на протяжении четырех лет [4].
Переход в пятый класс - это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов. Учителю начальной школы предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в старшем звене и вооружил их всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками, как учебными, так и общеучебными. Не следует также забывать, что пятиклассники - это уже младшие подростки, и подходы к их обучению нужно строить в соответствии с этим возрастным периодом [3].
Посмотрим как преемственность происходит при обучении иностранному языку. В начальной школе создаются условия для ранней коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру и для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения [1].
Целью обучения иностранному языку в начальной школе является формирование способностей самостоятельного решения элементарных коммуникативных задач на основе осознанного использования средств изучаемого языка. Раннее изучение иностранного языка полезно и доступно всем детям, независимо от их стартовых способностей, поскольку оно
оказывает бесспорное положительное влияние на развитие психических функций ребенка: его памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения;
а также стимулирует развитие речевых способностей ребенка, что положительно сказывается также и на владении родным языком.
оказывает бесспорное положительное влияние на развитие психических функций ребенка: его памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения;
а также стимулирует развитие речевых способностей ребенка, что положительно сказывается также и на владении родным языком.
Целью обучения иностранному языку в средней школе является развитие личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации и способной самостоятельно совершенствоваться в иноязычной речевой деятельности.
Преемственность целей предусматривает раннее обучение иностранным языкам в системе непрерывного образования, что способствует развитию личности ребенка, его общих и языковых способностей, позволяет заложить более прочную основу для успешного изучения иностранного языка в средней общеобразовательной школе и позволяет овладеть иностранным языком как средством общения [4].
При переходе на среднюю ступень обучения в связи с усложнением учебного материала интерес учеников к изучению иностранного языка снижается. Специфика предмета «Иностранный язык» требует от детей напряжённой умственной деятельности, внимания, способности мыслить абстрактно, умения обобщать. Можно выделить следующие причины снижения познавательной активности: большое количество новых слов, при изучении темы нет опоры на родной язык, так как в родном языке отсутствует данное явление («Артикль», «Фразовые глаголы»), данное явление ещё не изучалось на родном языке. Традиционно трудными являются такие аспекты речевой деятельности как восприятие на слух, письменная речь [1]. Очень часто у школьников, пришедших на урок есть волнения, тревоги, обиды, раздражения. Поэтому целесообразно посвятить 2-3 минуты на ликвидацию негативных эмоций и создание доброжелательной рабочей атмосферы урока. И во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, то нравится и предмет. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя [2].
Ведущей деятельностью для школьников становится деятельность общения. Ребята с удовольствием работают в больших и малых группах, парах. Коммуникативный метод сегодня является одним из самых популярных в мире. Главным приёмом коммуникативной методики является имитация ситуаций из реальной жизни, которая стимулирует у учеников желание активно высказываться. Обучение языку на коммуникативной основе предполагает активизацию слов и выражений, грамматических структур, а затем объяснение правил. Популярность коммуникативной методики объясняется тем, что учащиеся желают сразу применять полученные знания на практике, а не тратить много времени на глубокое изучение системы языка.
Основными методическими приемами педагогической деятельности в осуществлении преемственности непрерывного обучения являются: работа с игрушкой, картинкой, прослушивание магнитофонной записи, просмотр видеофильмов, слушание с опорой на наглядность и без нее, чтение произведений на иностранном языке, беседы о стране изучаемого языка, инсценировки с куклами, одетыми в национальные костюмы; «живые картинки», пантомима, составление диаграмм, ситуативных диалогов, фонетические зарядки, физкультминутки.
Для выполнения дидактических функций используются средства обучения: учебная литература; дидактический материал: карточки, схемы, грамматические таблицы, тесты, настольно-печатные игры, иллюстративный материал: карты, иллюстрации, фотографии, репродукции, ТСО: телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, фоно – видеотека, театральный реквизит: костюмы, декорации [6].
Таким образом, можно утверждать, что начальный и средний этапы школьного обучения являются единой ступенью личностного развития. Здесь происходит непосредственное становление субъектности личности, что, однако, не отрицает специфики каждого из этапов. Так, в начальной школе ребенок субъектом собственного развития еще не является. Это тот этап образования, когда решаются задачи развития младшего школьника средствами обучения. В раннем среднем звене, в возрасте 11-12 лет, можно наблюдать первые "проблески" субъектности ребенка. Логика развития субъектности может быть положена в основу преемственного построения этапов образовательного процесса [5].
Список литературы
1. Адарцевич Л. М. Обеспечение преемственности в обучении иностранным языкам. [Электронный ресурс]// Учреждение образования «Государственная гимназия г. Скиделя». - Режим доступа:. grodno-roo.grodno.unibel.by/sm.aspx?uid=952 – Загл. с экрана.
2. Борисенко М.А. Проблемы преемственности при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено [Электронный ресурс] // Сообщение на методическом объединении учителей начальных классов. - Режим доступа:. varlamovo.ucoz.ru/MO/problemy_preemstvennosti.doc
3. Семененко Е.Ю. Проблемы преемственности при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено. [Электронный ресурс] // Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей №3. - Режим доступа:. http://licey3.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=48&Itemid=37 – Загл. с экрана.
4. Чебоненко Н.И. Концепция «Преемственность раннего обучения иностранному языку в системе непрерывного образования «детский сад – начальная школа – средняя общеобразовательная школа. Приобье: ПСОШ, 2009. – 26 с.
5. Шатохина, И. В. Личностное развитие учащихся средствами иностранного языка в условиях преемственности между начальной и основной ступенями обучения [Электронный ресурс] // Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat. - Режим доступа:. http://www.dissercat.com/content/lichnostnoe-razvitie-uchashchikhsya-sredstvami-inostrannogo-yazyka-v-usloviyakh-preemstvenno#ixzz2zqYMOytS– Загл. с экрана.
6. Шипигузова Т.Н. Организация преемственности между начальной и основной ступенями обучения / "Справочник заместителя директора школы" №7, 2012 г. – Режим доступа: http://www.menobr.ru/materials/727/30202/
Комментариев нет:
Отправить комментарий