среда, 14 февраля 2018 г.


Статья:
Риски и их оптимизация при обучении иностранным языкам.

Тарасова Оксана Валерьевна
учитель высшей категории, учитель - методист
кафедры иностранных языков СЭПШ

В настоящее время в школьном образовании происходят  большие изменения.  Прежде всего, это связано с тем, что реалии окружающего мира таковы, что требуют от молодого человека, вступающего в самостоятельную жизнь, не только знаний, но и умения применять их на практике, умения работать в команде, быть гибким в решение поставленных задач, быть готовым к саморазвитию и обучению на протяжении всей жизни. Может ли современная школа обеспечить качественную подготовку молодого человека, и какие риски образовательного процесса существуют?


Прежде всего, это интенсификация учебного процесса, которая ведет к снижению работоспособности детей и выраженному переутомлению. Один из способов интенсификации проявляется в реальном сокращении количества учебных часов при сохранении или увеличении объема учебного материала, а так же большое количество внеурочных занятий, факультативов. Перегруз учащегося и его следствие – переутомление влияют на здоровье учащегося. Чрезмерно большой объем информации, дефицит времени приводит к снижению уровня мотивации к учебе. Высокая интенсивность учебного процесса не позволяет учесть индивидуальные особенности ребенка. Между тем в практике современной школы успешность обучения часто определяется не качественными, а количественными (скоростными) показателями деятельности.
Оценка – необходимый компонент. Регулярная и систематическая оценка положительно сказывается на мотивации учащихся. Однако, если ученик воспринимает оценку как несправедливую, то, в зависимости от своих индивидуальных особенностей, он либо ведет себя пассивно, стремясь уменьшить прикладываемые усилия до уровня, соответствующего оценке, либо проявляет агрессивность, вступая в конфликт с учителем. В результате оценка из средства повышения эффективности деятельности превращается в негативно действующий фактор [1].
Поэтому необходима эмоциональная включенность учителя, не допускающего равнодушия к ученику, поиск оптимальных форм поощрения и осторожное использование отрицательных оценок, не травмирующих ребенка; создание положительного эмоционального фона оценочной ситуации независимо от того, какую оценку получает ученик.
На современном этапе отмечается так называемое размывание границ учебных предметов, а также снижение интеллектуальных показателей учащихся, что вызывает напряжение и рассогласование между образовательными целями школы и требованиями итоговых экзаменов и ставится вопрос о снижении возможностей адаптации таких детей к требованиям общества.
Факторы риска в школе приводят: к трудностям в обучении, к нарушениям в поведении,  к нарушениям физического здоровья, к нарушению психологического здоровья.
Факторы риска существуют как в системе образования в целом, так и в каждом сегменте этой системы. Преподавание иностранных языков в школе имеет свои риски.  С появлением европейских методик произошли кардинальные изменения в обучении иностранным языкам. Это, прежде всего, смена приоритетов с пассивного владения языком на активное, развитие всех видов речевой деятельности, а не отдельных ее аспектов.
В целом, европейская коммуникативная система обучения современным языкам максимально соответствует целям оптимизации педагогической системы обучения иностранному языку. Она является личностно ориентированной, культуроцентрической, коммуникативно направленной образовательной системой, основанной на принципе непрерывности и преемственности процесса образования, призванной решать задачи формирования и развития свободной, активной, сознательной, автономной личности [3].
Однако, теория о том, что один и тот же метод будет одинаково эффективно работать для любого человека, себя не оправдывала. Всегда есть  учащиеся, которым не удается освоить  иностранный язык на должном уровне. Все люди усваивают информацию по-разному, то есть воспринимают, перерабатывают, запоминают и хранят полученную информацию, используя различные стратегии. В связи с этим, идеи индивидуального подхода получают дальнейшее развитие и ученик рассматривается как целостная личность со своими психо-когнитивными характеристиками, а задача преподавателя состоит в том, чтобы помочь ему развить максимальное количество заложенных природой и сформированных в процессе воспитания и образования, способностей [3].
В целях оптимизации обучения необходимо объединить основные положения когнитивного, гуманистического и коммуникативного подходов.Это позволит более полно реализовать принцип коммуникативной направленности обучения за счет приближения учебной ситуации  общения к жизненной, в которой принимает участие целостная личность человека, со своими особенностями восприятия, переработки информации, формами эмоционального реагирования, характерными невербальными средствами общения и пр.
Можно ли управлять рисками?
Важную роль в снижении факторов риска играют личностные особенности учителя и выбор способов преодоления сложных ситуаций. Эмоции играют большую роль в общении учителя с учащимися, создавая у учащихся положительно эмоциональный заряд на получение знаний. Это осуществляется за счет особого внимания педагога к интересам и проблемам детей, использования методов для их индивидуального развития.  Психологическая безопасная образовательная среда школы представляет собой среду взаимодействия, свободную от проявления психического насилия [2].
Необходим постоянный профессиональный рост учителя. Развитие профессионально значимых качеств личности учителя требует развития его языковой, дидактической, коммуникативной компетентности, интеллекта,  мотивации, способностей к творчеству, самоанализу.
При оценивании успехов учащегося следует проводить сравнительный анализ успехов ученика с его собственными результатами на предыдущем этапе. Основной акцент делать на развитии личности ребенка, стимулировать его спонтанность. Подход, ориентированный на развитие внутренних задатков ребенка, предполагает органичное созревание личности и развитие ее в социуме.
Важным  фактором является психологическая совместимость внутри группы. Предварительное психологическое тестирование учащихся может помочь учителю определить сильные и слабые стороны каждого учащегося и своей группы в целом, предсказать те аспекты обучения, в которых у определенных учащихся могут возникнуть трудности и найти способы решения этих проблем.  В связи с этим, обеспечивать индивидуализацию и дифференциацию обучения, использовать гибкую  разноуровневую и разноориентированную систему обучения иностранному языку, учитывающую способности учащихся и  степень их обученности.  Активизировать учебную деятельность через разнообразные формы общения,  проблемно-эвристические и игровые методы работы на занятии, давать знания, которые учащиеся смогут использовать вне классной аудитории для более успешного общения и богатого восприятия окружающего мира, что соответствует развивающей функции обучения иностранным языкам [4].
Немаловажным является вопрос обеспечения учебного процесса техническими средствами для работы в аудитории (аудио- и видео техника, компьютеры и множительная аппаратура). Использование ИКТ на занятиях дает возможность учителю делать занятие более наглядным, привлекать пассивных слушателей, экономить время для речевой практики, обеспечивает учебный процесс новыми материалами, которые помогают учащимся проявлять их творческие способности. Использование интернета на уроках дает возможность пользоваться аутентичными текстами, совершенствовать навыки и умения чтения и аудирования, расширяет активный и пассивный словарь, дает культуроведческие и страноведческие знания [5].
Обобщая  изложенное, можно сказать, что оптимизация системы обучения требует совершенствования следующих составляющих: содержания обучения, метода обучения (системы аудиторной и внеаудиторной деятельности);  педагогического общения, педагогического контроля; технических средств обучения и должна быть направленной на комплексное развитие  интеллекта учащегося, его направленности и волевых усилий, познавательной активности, мотивации, умений учиться, самостоятельно работать и его коммуникативных умений.


1. Использование компьютера на уроках по иностранному языку [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://xn--d1aigtgr.xn--p1ai/?p=6118 (дата обращения: 10.10.2017). – Загл. с экрана. 
2. Моисеева Т. Факторы риска в школе и дома [Электронный ресурс] / Моисеева Татьяна // Психологи : [сайт]. – Режим доступа: https://www.b17.ru/article/18771/ (дата обращения: 07.10.2017). – Загл. с экрана.
3.Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/optimizatsiya-obucheniya-angliiskomu-yazyku-v-sisteme-kursovoi-seti-s-uchetom-psikho-kogniti#ixzz4vtiHDnVB –(дата обращения: 08.10.2017).
4.Суховеева Н. Д. Основные факторы риска в образовательном процессе [Электронный ресурс] / Суховеева Н. Д. – Режим доступа: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2730 (дата обращения: 11.10.2017). – Загл. с экрана.
5. Корчажкина О. М. Мультимедийное сопровождение уроков английского языка: опыт создания школьного мультимедийного центра [Электронный ресурс] / Корчажкина Ольга Максимова // Открытый урок : [сайт]. – Режим доступа: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/312569/ (дата обращения: 17.09.2017). – Загл. с экрана.

Комментариев нет:

Отправить комментарий