среда, 19 апреля 2017 г.

 
Статья:
Взаимодействие учителя иностранного языка с родителями школьников.
 Тарасова О. В.
В настоящее время новая образовательная парадигма провозгласила родителей  субъектами образовательного процесса.  В связи с этим возникла необходимость в организации взаимодействия образовательного учреждения и семьи, которое бы, с одной стороны, удовлетворяло потребностям родителей, а с другой – объединяло усилия обеих сторон в достижении общих целей [1, с. 167]. 

В педагогической литературе взаимодействие семьи и  школы определяется как процесс совместной деятельности по согласованию целей, форм и методов семейного и школьного воспитания. Ценностная основа такого  взаимодействия – создание условий для успешной самореализации ребенка, его личностного роста, формирования мотивации к учению, сохранения физического и психического здоровья, социальной адаптации [4].
Семья, школа, детский коллектив – посредники, которые передают новым поколениям нравственные ценности, накопленные прежними поколениями.
Именно семья была, есть и, наверное, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за репродуктивные функции, но и за воссоздание определенного образа жизни. К сожалению, в наше время существует много проблем,  связанных с воспитанием и образованием в семье. Наиболее распространенными проблемами являются: занятость родителей, ведущая к сокращению времени на воспитание детей; наличие своих собственных убеждений и взглядов на постановку воспитания;  невысокий уровень образования и культуры родителей [3]. Именно поэтому организация взаимодействия с родителями учащихся является одним из важнейших направлений в образовательном процессе в целом.
Немаловажным является организация взаимодействия учителей-предметников, в частности, учителей иностранного языка с родителями учащихся. Востребованность  иностранных языков в обществе, с одной стороны, и понимание родителями  того, что иностранный язык – не только свидетельство образованности, но и основа будущего социального и материального благополучия их ребенка, с другой стороны, делает изучение его в настоящее время особенно актуальным. Но далеко не все учащиеся успешно осваивают программный материал по данному предмету. Существуют разнообразные причины.  Среди них: отсутствие языковой среды,  ограниченный объем учебного времени, систематическое невыполнение учеником домашних заданий, отсутствие мотивации учения, несовершенство учебного материала, зачастую незнание учителем методики преподавания в конкретной возрастной группе и ряд причин, касающихся индивидуальных особенностей детей (речевые особенности, нарушение фонематического слуха, общее отставание в развитии и другие). Кроме того, современным родителям не хватает навыков помощи ребенку при освоении образовательных программ, навыков эффективного общения с ребенком.  Возникающие проблемы можно решать при взаимодействии учителя иностранных языков с родителями школьников, повышая тем самым эффективность образовательного процесса [1, с. 168].
Одним из признаков эффективных отношений является  взаимная ответственность, основа которой закладывается в самом начале совместной деятельности. Очень важно понимать, что не всегда родительская ответственность появляется сразу, она воспитывается так же, как и любое качество личности.  Учителю необходимо четко определить, какой уровень ответственности может нести та или иная семья, и распределять свое внимание и поддержку семьям дифференцированно. Именно поэтому так велика роль обратной связи на всех этапах построения взаимодействия семьи и учителя  [4].
Образовательное учреждение, которое имеет свои традиции, высокую нравственную атмосферу, всегда отличается особым взаимодействием педагогов, учащихся, родителей. Многие родители стремятся к активной помощи своим детям в процессе обучения и часто ищут ответы на свои вопросы. Среди которых:
- какие современные методики применяются на уроках английского языка,
- какие учебники и учебные пособия наиболее целесообразны при изучении английского языка,
- как помочь ребенку при выполнении домашних заданий,
- как преодолеть трудности при изучении английского  языка,
- как соотносится языковое образование с общеевропейской шкалой,
- какие умения и виды деятельности при изучении английского языка наиболее важны в данном возрасте,
- и что немаловажно, как сдать успешно ЗНО по английскому языку.
Рассмотрим некоторые эффективные формы взаимодействия учителя английского языка с родителями.  К таким формам взаимодействия относятся:
- Выступления на родительских собраниях с советами и рекомендациями о том, как надо изучать иностранный язык, чтобы добиться положительных результатов, с анализом результатов анкетирования учащихся, с их успехами или проблемами в изучении  данного предмета.
 Это не просто информирование родителей об успеваемости и разнообразных проблемах учебного и личностного характера, это поиск совместных решений в вопросах языкового образования детей. Так, например, по теме «Повышение мотивации школьника при изучении иностранного языка» учителя могут рассказать об интерактивных и мультимедийных продуктах, конкурсах, интернет-ресурсах и коллективных проектах, в которых родители могут принять участие [5, с. 32-33]. Нужно знакомить родителей с системой оценивания уровня владения  материалом в текущей и итоговой аттестации, объяснять,  что система включает балльное оценивание различных видов  работ и согласуется как с требованиями стандарта Министерства Образования Украины, предъявляемые к уровню коммуникативной и социокультурной компетенций, так и с общеевропейской шкалой оценивания уровня владения иностранными языками.
-  Индивидуальные беседы, консультации с родителями.
Родители также могут приглашаться учителем на индивидуальные консультации, если возникает необходимость в решении проблем учащихся в процессе обучения английскому языку. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы поделиться с учителем в неофициальной обстановке, и выяснить важные моменты для своей профессиональной работы с ребенком: особенности здоровья ребенка, его увлечения, интересы, предпочтения в общении в семье, поведенческие реакции, особенности характера,  мотивации учения,  моральные ценности семьи.
-  Совместное изучение английского языка учащихся с родителями.
Здесь родители смогут контролировать выполнение домашних заданий и помочь детям в подготовке словарных диктантов, в выполнении творческих заданий. Учащиеся сами иногда выступают в роли учителя: задают вопросы, проговаривают вместе с родителями новые слова и выражения, которые они выучили на уроке, читают диалоги по ролям. Родители используют Интернет- сайты, играют вместе с детьми в компьютерные игры на английском языке, слушают песни [4].
- Открытые уроки английского языка с приглашением родителей. Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с методикой проведения занятий, новыми программами по предмету, требованиями учителя, образовательными технологиями, которые используются педагогом для достижения поставленных целей. Это позволяет избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе [3].
- Помощь родителей в организации и проведении внеклассных мероприятий на иностранных языках.
Это, например,  мероприятия, проводимые  на Неделе иностранных языков. Это помощь родителей в подготовке к конкурсам, театрализованным представлениям, кукольным спектаклям на иностранных языках. Вместе со своими детьми родители изготавливают костюмы  к театрализованным постановкам  и учат текст выступлений.
- Совместная проектно-исследовательская деятельность учащихся с родителями в области лингвострановедения, лингвистики.
Родители выступают в роли исследователей, занимаясь вместе со своими детьми проектно-исследовательской деятельностью  в рамках Юниор Академии и Малой Академии Наук.
- Информирование через сайт школы.
Эта форма взаимодействия с родителями очень действенная, если необходимая информация размещена своевременно на школьном сайте. Это дает возможность информировать родителей об изменениях в программах, учебных материалах, дополнительных занятиях и консультациях учителей, а также отображать результаты работы их детей, участия в конкурсах и олимпиадах,  внеклассных мероприятиях. Такую информацию можно давать в разделах «Успех ребенка – результат общих усилий семьи и школы», «Формы взаимодействия семьи и школы». Таким образом, у родителей возникнет целостное представление, по каким направлениям и в каких формах происходит сотрудничество школы и семьи  [4].
Реализация мероприятий, направленных на организацию взаимодействия с родителями позволит сформировать активную позицию родителей в организации эффективного взаимодействия семьи и школы, создать комфортную обстановку для развития творческих способностей, познавательной активности школьника. Взаимодействие семьи и школы, таким образом, способствует созданию в семье благоприятного психологического климата, заинтересованности и ответственности родителей за процесс обучения, активизирует процесс продуктивного сотрудничества учителя английского языка и родителей, позволяет добиваться позитивных результатов в саморазвитии, самовоспитании и самообучении  каждого обучающегося  [2].
.
Список литературы
1. Архангельская Н. Н. Организация взаимодействия учителя иностранного языка с родителями младших школьников / Н. Н. Архангельская // Вестн. Тамбов. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. – Тамбов, 2006. – Вып. 4 (44). – С. 167–170.
2. Головань И. В. Взаимодействие педагога и родителей в процессе обучения учащихся немецкому языку [Электронный ресурс] / Головань Ирина Владимировна. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/660090/ (дата обращения 05.01.2017). – Загл. с экрана.
3. Дыбля А. П. Организация взаимодействия с родителями учащихся. [Электронный ресурс] / Дыбля Анна Петровна. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/507018/  (дата обращения: 06.01.2017).  – Загл. с экрана.
4. Инструктивно-методическое письмо. «Организация эффективного взаимодействия учреждения общего среднего образования с семьей»  [Электронный ресурс] // ГУО «средняя школа № 1 им. В. Ф. Купревича г. Смолевичи» : [сайт]. – Режим доступа: http://www.1school.by/2013-10-23-14-12-00/2013-10-23-14-15-03/mo-uchitelej-inostrannogo-yazyka/114-v-pomoshch-klassnomu-rukovoditelyu/242-organizatsiya-effektivnogo-vzaimodejstviya-uchrezhdeniya-obshchego-srednego-obrazovaniya-s-semej (дата обращения 02.02.2017). – Загл. с экрана.)
5. Пастухова Е. В. Английский клуб для родителей. Как организовать эффективную форму работы с родителями? / Пастухова Елена Владимировна, Нежурина Надежда Юрьевна // Эксперимент и инновации в школе. – 2011. – № 3. – С. 32–33.



 

Комментариев нет:

Отправить комментарий