Статья:
Взаимодействие учителя иностранного языка с родителями школьников.
Взаимодействие учителя иностранного языка с родителями школьников.
Тарасова О. В.
В
настоящее время новая образовательная парадигма провозгласила родителей субъектами образовательного процесса. В связи с этим возникла необходимость в организации
взаимодействия образовательного учреждения и семьи, которое бы, с одной стороны,
удовлетворяло потребностям родителей, а с другой – объединяло усилия обеих сторон
в достижении общих целей [1, с. 167].
В педагогической литературе взаимодействие семьи и школы определяется как процесс совместной деятельности по согласованию целей, форм и методов семейного и школьного воспитания. Ценностная основа такого взаимодействия – создание условий для успешной самореализации ребенка, его личностного роста, формирования мотивации к учению, сохранения физического и психического здоровья, социальной адаптации [4].
В педагогической литературе взаимодействие семьи и школы определяется как процесс совместной деятельности по согласованию целей, форм и методов семейного и школьного воспитания. Ценностная основа такого взаимодействия – создание условий для успешной самореализации ребенка, его личностного роста, формирования мотивации к учению, сохранения физического и психического здоровья, социальной адаптации [4].
Семья, школа,
детский коллектив – посредники, которые передают новым поколениям нравственные
ценности, накопленные прежними поколениями.
Именно семья была, есть и, наверное, всегда
будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания,
отвечающим не только за репродуктивные функции, но и за воссоздание
определенного образа жизни. К сожалению, в наше время существует много проблем, связанных с воспитанием и образованием в
семье. Наиболее
распространенными проблемами являются: занятость родителей, ведущая к
сокращению времени на воспитание детей; наличие своих собственных убеждений и
взглядов на постановку воспитания;
невысокий уровень образования и культуры родителей [3]. Именно поэтому организация взаимодействия с родителями
учащихся является одним из важнейших направлений в образовательном процессе в
целом.
Немаловажным является организация взаимодействия учителей-предметников,
в частности, учителей иностранного языка с родителями учащихся. Востребованность иностранных языков в обществе, с одной стороны, и понимание родителями того, что иностранный язык – не только
свидетельство образованности, но и основа будущего социального и материального
благополучия их ребенка, с другой стороны, делает изучение его в настоящее
время особенно актуальным. Но далеко не все учащиеся успешно осваивают
программный материал по данному предмету. Существуют разнообразные
причины. Среди них: отсутствие языковой
среды, ограниченный объем учебного
времени, систематическое невыполнение учеником домашних заданий, отсутствие
мотивации учения, несовершенство учебного материала, зачастую незнание учителем
методики преподавания в конкретной возрастной группе и ряд причин, касающихся
индивидуальных особенностей детей (речевые особенности, нарушение
фонематического слуха, общее отставание в развитии и другие). Кроме того, современным родителям не хватает навыков помощи ребенку при освоении образовательных
программ, навыков эффективного общения с
ребенком. Возникающие проблемы можно
решать при взаимодействии учителя иностранных языков с родителями школьников,
повышая тем самым эффективность образовательного процесса [1, с. 168].
Одним из признаков эффективных
отношений является взаимная ответственность,
основа которой закладывается в
самом начале совместной деятельности. Очень важно понимать,
что не всегда родительская ответственность появляется сразу, она
воспитывается так же, как и
любое качество личности. Учителю
необходимо четко определить, какой уровень ответственности может нести та или
иная семья, и распределять свое внимание и
поддержку семьям дифференцированно. Именно поэтому так велика
роль обратной связи на
всех этапах построения взаимодействия семьи и учителя [4].
Образовательное
учреждение, которое имеет свои традиции, высокую нравственную атмосферу, всегда
отличается особым взаимодействием педагогов, учащихся, родителей. Многие
родители стремятся к активной помощи своим детям в процессе обучения и часто
ищут ответы на свои вопросы. Среди которых:
- какие
современные методики применяются на уроках английского языка,
- какие учебники
и учебные пособия наиболее целесообразны при изучении английского языка,
- как помочь
ребенку при выполнении домашних заданий,
- как преодолеть
трудности при изучении английского языка,
- как
соотносится языковое образование с общеевропейской шкалой,
- какие умения и
виды деятельности при изучении английского языка наиболее важны в данном
возрасте,
- и что
немаловажно, как сдать успешно ЗНО по английскому языку.
Рассмотрим
некоторые эффективные формы взаимодействия учителя английского языка с
родителями. К таким формам
взаимодействия относятся:
- Выступления
на родительских собраниях с советами
и рекомендациями о том, как надо изучать иностранный язык, чтобы добиться положительных результатов, с анализом результатов
анкетирования учащихся, с их успехами или проблемами в изучении данного предмета.
Это не просто
информирование родителей об успеваемости и разнообразных проблемах учебного и
личностного характера, это поиск совместных решений в вопросах языкового
образования детей. Так, например, по теме «Повышение мотивации школьника при
изучении иностранного языка» учителя могут рассказать об интерактивных и
мультимедийных продуктах, конкурсах, интернет-ресурсах и коллективных проектах,
в которых родители могут принять участие [5, с. 32-33]. Нужно знакомить
родителей с системой оценивания уровня владения
материалом в текущей и итоговой аттестации, объяснять, что система включает балльное оценивание
различных видов работ и согласуется как
с требованиями стандарта Министерства Образования Украины, предъявляемые к
уровню коммуникативной и социокультурной компетенций, так и с общеевропейской
шкалой оценивания уровня владения иностранными языками.
-
Индивидуальные беседы, консультации с родителями.
Родители также могут приглашаться учителем на индивидуальные
консультации, если возникает необходимость в решении проблем учащихся в
процессе обучения английскому языку. Индивидуальная консультация должна иметь
ознакомительный характер и
способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с
чем они хотели
бы поделиться с учителем в неофициальной обстановке, и
выяснить важные моменты для своей профессиональной работы с ребенком: особенности здоровья ребенка, его увлечения, интересы,
предпочтения в общении в
семье, поведенческие реакции, особенности характера, мотивации учения, моральные ценности
семьи.
-
Совместное изучение
английского языка учащихся с родителями.
Здесь родители смогут контролировать выполнение домашних
заданий и помочь детям в подготовке словарных диктантов, в выполнении
творческих заданий. Учащиеся сами иногда выступают в роли учителя: задают
вопросы, проговаривают вместе с родителями новые слова и выражения, которые они
выучили на уроке, читают диалоги по ролям. Родители используют Интернет- сайты,
играют вместе с детьми в компьютерные игры на английском языке, слушают песни [4].
- Открытые уроки английского языка с приглашением
родителей. Открытые уроки обычно организуются
с целью ознакомления родителей с методикой проведения занятий, новыми
программами по предмету, требованиями учителя, образовательными технологиями,
которые используются педагогом для достижения поставленных целей. Это позволяет
избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей
сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе [3].
- Помощь родителей в организации и
проведении внеклассных мероприятий на иностранных языках.
Это,
например, мероприятия, проводимые на Неделе иностранных языков. Это помощь родителей
в подготовке к конкурсам, театрализованным представлениям, кукольным спектаклям
на иностранных языках. Вместе со своими детьми родители
изготавливают костюмы к театрализованным
постановкам и учат текст выступлений.
- Совместная проектно-исследовательская
деятельность учащихся с родителями в области лингвострановедения, лингвистики.
Родители
выступают в роли исследователей, занимаясь вместе со своими детьми
проектно-исследовательской деятельностью
в рамках Юниор Академии и Малой Академии Наук.
- Информирование через сайт школы.
Эта форма взаимодействия с родителями очень действенная, если
необходимая информация размещена своевременно на школьном сайте. Это дает
возможность информировать родителей об изменениях в программах, учебных
материалах, дополнительных занятиях и консультациях учителей, а также
отображать результаты работы их детей, участия в конкурсах и олимпиадах, внеклассных мероприятиях. Такую информацию
можно давать в разделах «Успех ребенка – результат общих усилий семьи и школы», «Формы взаимодействия семьи и школы». Таким образом, у родителей возникнет целостное представление, по
каким направлениям и в каких формах происходит сотрудничество школы и семьи [4].
Реализация
мероприятий, направленных на организацию взаимодействия с родителями позволит
сформировать активную позицию родителей в организации эффективного
взаимодействия семьи и школы, создать комфортную обстановку для
развития творческих способностей, познавательной активности школьника. Взаимодействие семьи и школы, таким образом, способствует
созданию в семье благоприятного психологического климата, заинтересованности и
ответственности родителей за процесс обучения, активизирует процесс
продуктивного сотрудничества учителя английского языка и родителей, позволяет
добиваться позитивных результатов в саморазвитии, самовоспитании и самообучении
каждого обучающегося [2].
.
Список литературы
1. Архангельская Н. Н.
Организация взаимодействия учителя иностранного языка с родителями младших
школьников / Н. Н. Архангельская // Вестн. Тамбов. ун-та. Сер.: Гуманитарные
науки. – Тамбов, 2006. – Вып. 4 (44). – С. 167–170.
2. Головань И. В. Взаимодействие
педагога и родителей в процессе обучения учащихся немецкому языку [Электронный
ресурс] / Головань Ирина Владимировна. – Режим доступа:
http://festival.1september.ru/articles/660090/ (дата обращения 05.01.2017). –
Загл. с экрана.
3. Дыбля А. П. Организация
взаимодействия с родителями учащихся. [Электронный ресурс] / Дыбля Анна
Петровна. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/507018/ (дата
обращения: 06.01.2017). – Загл. с экрана.
4. Инструктивно-методическое
письмо. «Организация эффективного взаимодействия учреждения общего
среднего образования с семьей» [Электронный ресурс] // ГУО «средняя школа № 1
им. В. Ф. Купревича г. Смолевичи» : [сайт]. – Режим доступа: http://www.1school.by/2013-10-23-14-12-00/2013-10-23-14-15-03/mo-uchitelej-inostrannogo-yazyka/114-v-pomoshch-klassnomu-rukovoditelyu/242-organizatsiya-effektivnogo-vzaimodejstviya-uchrezhdeniya-obshchego-srednego-obrazovaniya-s-semej (дата обращения 02.02.2017). – Загл. с экрана.)
5. Пастухова Е. В. Английский
клуб для родителей. Как организовать эффективную форму работы с родителями? /
Пастухова Елена Владимировна, Нежурина Надежда Юрьевна // Эксперимент и
инновации в школе. – 2011. – № 3. – С. 32–33.
Комментариев нет:
Отправить комментарий